Ассоциация Рынков и Ярмарок

Мониторинг состояния и развития оптовых продовольственных рынков в субъектах РФ

Первый заместитель Председателя Совета Центросоюза России С.В.Грицай и гендиректор Союза Рынков России С.У.Нуралиев представили информацию Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации - Министру промышленности и торговли Российской Федерации Денису Мантурову о мониторинге состояния и развития оптовых продовольственных рынков в субъектах РФ

Основные задачи Концепции развития оптовых и продовольственных рынков включают создание оптовых рынков в крупных городах, поддержку малых и средних сельхозпредприятий, оптимизацию товарных потоков и минимизацию издержек. Эффективность реализации Концепции обеспечивается через сотрудничество Минпромторга России, региональных властей и кооперативов, а также созданием лабораторий контроля качества и информационно-маркетинговых центров на рынках.

Главная роль Центросоюза России и Союза рынков России заключается в предоставлении советов, информационной поддержки и методической помощи для успешного достижения целей и ожидаемых итогов, заданных Концепцией. План действий для осуществления Концепции развития оптовых продовольственных рынков на 2022-2026 годы, одобренный правительством России 11 апреля 2022 года, включает шесть ключевых пунктов, указывающих ответственных исполнителей и временные рамки для каждого из них.

Пункт 1 предлагает изменения в несколько федеральных законов России для улучшения управления торговлей на оптовых продовольственных рынках. Проекты законов, представленные в I квартале 2023 года Минпромторгом России, пока не приняты. Это затрудняет реализацию плана развития оптовых рынков в стране.

Пункт 2 касается обновления национальных стандартов РФ в области торговли. Ответственные за изменения - Росстандарт и Минпромторг России, срок - II квартал 2023 года. Рабочая группа разработала изменения в стандарты, включая новые термины и определения для оптовых продовольственных рынков, которые были утверждены Росстандартом в июне 2023 года. Новые стандарты действуют с 1 октября 2023 года, включая требования к площади рынка и виду продукции.

Пункт 3 включает в себя оказание консультационной и методической поддержки органам государственной власти России для развития оптовых продовольственных рынков. В 2022-2026 годах Минпромторг России, в сотрудничестве с другими органами и союзами, проводит конференции, форумы и экспертные сессии, а также подготавливает информационные и методические материалы. Работа в этом направлении продолжится до 2026 года.

Пункт 4 предусматривает создание программы поддержки для развития оптовых продовольственных рынков и подготовку доклада для Правительства РФ, планируемого к представлению в I квартале 2023 года. За реализацию отвечают ключевые министерства и органы. Этот пункт важен для успеха Концепции развития оптовых рынков. Однако, отсутствие утвержденной программы поддержки затрудняет выполнение плана в срок.

Пункт 5 включает мониторинг и анализ оптовых продовольственных рынков в регионах России и подготовку ежегодного доклада для Правительства РФ до 2026 года. Ответственные - Минпромторг России и региональные органы власти. Этот пункт тесно связан с реализацией пунктов 1 и 4 Плана мероприятий. Центросоюз России и Союз рынков России обобщают информацию от региональных органов и ассоциаций для подготовки доклада.

Пункт 6 предусматривает сбор и анализ лучших практик создания и модернизации оптовых продовольственных рынков в России. Он включает подготовку предложений и рекомендаций для региональных органов власти, осуществляемую Минпромторгом России и другими ответственными органами, начиная с I квартала 2024 года и ежегодно до 2026 года. Реализация пункта зависит от успешности пилотных проектов оптовых рынков и их соответствия разработанной концепции.

Рекомендации по размещению оптовых продовольственных рынков в России требуют анализа региональных особенностей и существующей инфраструктуры.

Основные участники рынка — оптовые поставщики и закупочно-сбытовые кооперативы. Разработка оптимальной схемы размещения важна для создания эффективной системы торговли и включения в Федеральный реестр.

Реализация требует сотрудничества региональных властей, местного самоуправления и бизнеса.

Анализ спроса и потребностей населения поможет определить емкость рынка и выбрать подходящие земельные участки для создания рынков.

Рекомендуется создавать один оптовый рынок в каждом субъекте РФ, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, с учетом региональных особенностей и численности населения. В некоторых регионах также предлагается создать специализированные рыбные рынки. Все рынки должны быть универсальными и обеспечивать реализацию скоропортящейся продукции с соблюдением условий хранения и транспортировки.
Made on
Tilda