Гендиректор Союза Рынков России Сиражудин Нуралиев о мерах обеспечения продовольственной безопасности страны

Для обеспечения продовольственной безопасности страны и стабилизации цен на внутреннем рынке в условиях экономической и политической нестабильности на внешнем рынке Правительством Российской Федерации за 2021-2022 годы приняты четыре распоряжения, направленные на развитие и регулирование деятельности оптовых продовольственных и розничных рынков

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года No208-р рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления обеспечить развитие розничных и оптовых продовольственных рынков как важнейшей инфраструктуры малого торгового и производственного бизнеса (п.1, подпункт «е»).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 года No 2424-р утвержден Национальный план («дорожная карта») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы. В соответствии с этим распоряжением (п.5, раздел III мероприятий Национального плана) поручено Минпромторгу России до 1 марта 2022 года внести в Правительство Российской Федерации Концепцию развития оптовых продовольственных рынков в Российской Федерации (далее - Концепция) для утверждения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2021 года No2689-р утверждена Концепция развития оптовых продовольственных рынков в Российской Федерации. Основной целью Концепции является создание организационно- правовых и экономических условий для развития оптовых продовольственных рынков и формирования многоформатной инфраструктуры оптовой торговли для обеспечения гарантированного сбыта продукции малых и средних сельскохозяйственных предприятий на внутреннем рынке.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2022 года No 832-р для эффективной реализации основных целей и задач Концепции в субъектах Российской Федерации и достижения конечных результатов утвержден План мероприятий («дорожная карта») на 2022-2026 годы с указанием конкретных исполнителей и сроков исполнения этих мероприятий.

Для оказания практической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в реализации этих распоряжений приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 марта 2022 года No 1006 утверждены методические рекомендации по организации оптовых продовольственных рынков в Российской Федерации.

Ответственность за создание регионального оптового продовольственного рынка в соответствии с Концепцией и Планом мероприятий, утвержденных Правительством Российской Федерации возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а вопросы консультационного и методического обеспечения возложены на Минпромторг России, Центросоюз России и Союз рынков России.

Основными задачами Союза рынков России в соответствии с пунктами 3-6 Плана мероприятий являются также оказание помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в подготовке программы поддержки проектов по созданию оптовых продовольственных рынков в субъектах Российской Федерации, мониторингу их состояния, развития и обобщению лучших практик.

Для эффективной реализации этой задачи и оказания практической помощи субъектам Российской Федерации в достижении поставленных целей и ожидаемых результатов подготовлен и издан сборник информационно-аналитических материалов о зарубежном опыте развития оптовых продовольственных рыков и проекты нормативных и методических материалов по созданию и эффективному функционированию оптовых продовольственных рынков в субъектах Российской Федерации.

Эти материалы были предложены участникам Всероссийской конференции на тему: «Оптовые и розничные рынки и их роль в импортозамещении в новых экономических условиях», которая состоялась 6 июня 2022 года в Москве в ЦМТ в рамках Международного Форума бизнеса и власти «Неделя Российского Ритейла» для практического использования в работе.

Эти вопросы по инициативе ответственных представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации за реализацию Концепции в своем регионе обсуждались на различных совещаниях как в формате видеоконференцсвязи, так и на встречах в Москве или с выездом в эти регионы.

Очень много вопросов при обсуждении этих проблем возникает у представителей регионов по выбору площадки для организации оптового продовольственного рынка и механизме его функционирования, преимуществах и отличительных особенностях оптовых продовольственных рынков по сравнению с другими каналами сбыта.

Основными преимуществами оптовых продовольственных рынков для экономических субъектов по сравнению с оптовыми распределительными центрами, агропромышленными парками и другими каналами сбыта являются:

а) для сельскохозяйственных товаропроизводителей:
- решение проблемы сбыта скоропортящейся продукции предприятий малых и средних форм хозяйствования;
- создание условий для развития добросовестной конкуренции между оптовыми торговцами на территории рынка и формирования справедливой цены;
- концентрация усилий сельских товаропроизводителей на расширении объемов сельскохозяйственного производства;
- производство товаров, отвечающих спросу и требованиям рынка на основе маркетинговой информации, публикуемой ежедневно по итогам торгов;

б) для органов государственной власти и местного самоуправления:
- создание условий для обеспечения продовольственной безопасности страны и импортозамещения на продовольственном рынке;
- стабилизация цен на продукты питания на основе развития многоформатной инфраструктуры оптовой торговли и демонополизации каналов сбыта;
- эффективное использование экономических ресурсов и возможностей существующей инфраструктуры потребительской кооперации;
- создание дополнительных рабочих мест в сфере производства, переработки и логистики товародвижения;
- оптимизация продовольственных и легализация финансовых потоков в сфере обращения продуктов питания;
- рост поступления налогов (доходов) в бюджеты разных уровней и решение социальных проблем;

в) для конечных потребителей (населения):
- решение проблемы продовольственного снабжения населения крупных городов и промышленных центров;
- обеспечение ритмичной поставки свежей скоропортящейся продукции предприятиям розничной торговли и конечным потребителям;
- снабжение гостиниц, ресторанов и предприятий общепита, отвечающей спросу и потребностям населения;
- обеспечение оптимальной цены, контроля качества и безопасности пищевых продуктов в розничной торговле и общественном питании.

Отличительными особенностями оптовых продовольственных рынков (ОПР) от оптовых распределительных центров (ОРЦ) являются:

1. ОПР создают условия для решения проблемы сбыта продукции малых и средних сельскохозяйственных предприятий, а ОРЦ - для хранения продукции крупных сельхозпредприятий и агрохолдингов;

2. ОПР обеспечивают ритмичную поставку скоропортящейся продукции в розничную торговлю и общественное питание, а ОРЦ - в федеральные и региональные торговые сети и крупные торговые компании;

3. ОПР создают условия для развития конкуренции между оптовыми торговцами скоропортящейся продукции на территории рынка, а ОРЦ - для монополизации каналов сбыта и диктата условий поставок продукции;

4. Управляющие компании ОПР не имеют возможности участвовать в ценообразовании и не заинтересованы в установлении торговых наценок, а ОРЦ – заинтересованы в установлении торговых надбавок и повышении цен;

5. Выгодополучателями от деятельности ОПР являются малые и средние сельхозпредприятия, предприятия розничной торговли и общественного питания, население и государство, а ОРЦ - торговые сети и распределительные центры, крупные сельхозпредприятия и агрохолдинги.

Реализация Концепции и Плана мероприятий по созданию в регионах оптовых продовольственных рынков будет способствовать сокращению потерь и снижению издержек в системе товародвижения, повышению качества и безопасности продуктов питания, развитию добросовестной конкуренции между оптовыми торговцами и стабилизации цен на внутреннем рынке, развитию малого бизнеса в сфере производства и обращения продуктов питания и оптимизации продовольственных и финансовых потоков.

Необходимым условием эффективной реализации основных целей и ключевых задач Концепции в субъектах Российской Федерации является тщательное изучение зарубежного опыта государственной поддержки создания и развития этих каналов сбыта, их роли в решении проблемы продовольственной безопасности страны и стабилизации цен на внутреннем рынке, а также разработка и реализация Плана мероприятий (алгоритма) создания регионального оптового продовольственного рынка.

Как показывает зарубежный опыт количество оптовых рынков в стране ограничено количеством крупных городов и административных территорий. В странах с развитой рыночной экономикой количество оптовых продовольственных рынков составляет: США - 50 ОПР, Англия - 26, Франция - 20, Германия - 16, Италия - 30, Испания - 23, Польша - 27, Япония - 88, Китай -55, Австралия - 6 ОПР.

С учетом этих особенностей считаем создание оптовых продовольственных рынков в субъектах Российской Федерации целесообразным и экономически оправданным только в 50 субъектах Российской Федерации (из 85 регионов), где численность населения в регионе превышает 1,0 млн. человек и сосредоточено в этих регионах более 90 процентов населения страны. В остальных субъектах Российской Федерации, где численность населения менее 1,0млн. человек эти задачи могут быть решены розничными рынками и ярмарками.

Создание в каждом субъекте Российской Федерации по одному оптовому продовольственному рынку, отвечающему современным требованиям и международным стандартам, позволит решит проблему сбыта скоропортящейся продукции предприятий малых и средних форм хозяйствования, обеспечит стабилизацию цен на внутреннем рынке и устранит последствия ошибок, допущенные на предыдущих этапах развития.

Первая ошибка, допущенная при переходе от плановой к рыночной экономике обусловлена отсутствием научно-обоснованной Концепции формирования новых рыночных каналов сбыта, которая привела к ликвидации существующих государственных и кооперативных каналов сбыта, росту неорганизованных посредников в системе распределения продуктов питания, повышению цен и издержек в сфере обращения, снижению качества и конкурентоспособности отечественного продовольствия на внутреннем рынке.

Вторая серьезная ошибка была допущена при разработке и реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования продовольственных рынков на 2013-2020 годы. При внесении изменений в эту программу в 2014году вместо оптовых продовольственных рынков из-за неэффективного вмешательства зарубежных экспертов в порядке эксперимента были включены оптовые распределительные центры, которые создавались в местах массового производства без всякого экономического обоснования.

К сожалению, неэффективное вмешательство авторов этой Концепции продолжается и сегодня при реализации Концепции развития оптовых продовольственных рынков в субъектах Российской Федерации и утвержденного Правительством Российской Федерации Плана мероприятий по реализации этой Концепции на 2022-2026 годы.

Такое вмешательство должно быть исключено, особенно при разработке и реализации механизмов и мероприятий по государственной поддержке создания, развития и регулирования деятельности оптовых продовольственных рынков, а также при осуществлении реконструкции и модернизации существующих объектов торгово- сбытовой инфраструктуры.

В соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции в первом квартале 2023года предусмотрено внести изменения в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации», в котором должны быть учтены основные положения по реализации Концепции развития оптовых продовольственных рынков и Стратегии восстановления розничных рынков с тем, чтобы довести удельный вес этих каналов сбыта до уровня 2000 года.

Все фото и видео материалы принадлежат их владельцам и использованы исключительно в целях демонстрации. Пожалуйста, не используйте их в коммерческих целях.
Made on
Tilda